+7 (985) 773 - 38 - 66 - строго для клиентов,   +7 (495)984 - 64 - 61
+7 (499) 145 - 61 - 78 - для поставщиков

Готика везде, всегда, во всём » Готика в архитектуре и дизайне


Готика в новом свете

  
Колумбия
Собор Лас-Лахас 
 
 Нью-Йорк 
 
 Кито
Эквадор                                                              

 Псевдоготика и готика на территории бывшего СССР

 
 Москва 
  
Самара
 
Украина 
 
 Успенская церковь Белорусский Тадж-Махал (Брестский воевода Николай Лопатинский построил как усыпальницу над могилой жены Марии)

 

  
 Шиловичи
в Белоруссии  
  
Орловский парк ворота
Санкт- Петербург  
  
Тамбов 
 
Александр Невский 
Петергоф 

 
Наше архитектурное бюро создало необычный банкетный зал в Балашихе в виде готического собора
Ассоциативный ряд используемых в архитектуре элементов дает ощущение готического строения. Проект 2х  зального банкетного зала с мини-гостиницей и отдельно работающем кафе имеет 1500 м2. По ночам, на крыше для развлечений юбиляров и свадеб предполагается устраивать лазерное шоу. Парадная свадебная арка в одном из предложенных вариантов состоит из нескольких арок, стоя перед которыми в одной точке можно собирать все проемы в один и увидеть часы, как символ времени-будущего и прошлого.





Большая часть великих готических соборов была заложена и завершена в первой половине XIII века. Дожившие в большинстве своем до наших дней, они утвердились как оптимальная форма божьего храма. Верхние этажи этих церквей при помощи выходящих за пределы здания специальных арок (аркбутаны) опирались на изящные контрфорсы, освободилось место для больших и широких окон, свет стал основным элементом интерьера.  Привязанные к земле постоянным продолжением конфликта добра и зла готические церкви всеми силами рвутся ввысь, символизируя неземное великолепие.

 
Собор Парижской Богоматери 
 
Базилика Сен-Дени 
 
Кёльнский собор 
 
 собор в Шартре 


Огромное окно-роза, обычно над входом в собор, украшенное фигурным переплётом, напоминающим распустившуюся розу или звезду. Окно-роза, по мнению знатоков готической архитектуры, позаимствована из кельтской мифологии. У кельтов роза была символом удачи, Колесо Фортуны- одна из интерпретаций розы. Роза на порталах соборов Франции, это сложная геометрическая матрица, в которой заложены основные теологические принципы католицизма. Если присмотреться повнимательней, можно увидеть определённые числовые пропорции. Золотое сечение, закономерность Фибоначчи. Довольно часто розу на главном нефе соборов называют теологической картой мира в средневековье.


Непременный атрибут готического строения нервюра- арка из тёсаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр в готических строениях образуют каркас, облегчающий кладку свода.

Великолепный готический потолок  мог бы быть украшением любого современного интерьера. Где же ты клиент, для которого архитекторы-дизайнеры Линии 8 спроектируют готическую спальню, каминный зал или потолок над бассейном?

И вот наконец-то, появился проект бассейна, который "Линия 8" выполнила в ассоциации с готическим стилем.



Горгульи
Странные, страшные, мистические и чудесные создания населяли мир средневекового человека. Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров.


Вервольфы, оборотни, амфисбены, василиски, химеры, мантикоры и единороги. В средневековой  литературе различных жанров, часто описываются экзотические человекообразные и зооморфные существа.

.
Сознание средневекового человека было населено многочисленными образами различных мистических созданий, якобы существующих абсолютно реально. Чего стоит, например, гуль - жуткая тварь с мерзкой внешностью, и запахом, гробокопатель и пожиратель разлагающихся останков, не гнушавшийся, однако, и какой-нибудь свежатинкой, скажем, странниками из торгового каравана. Женская форма гуля способна принимать внешность прелестной девицы для того, чтобы без лишних хлопот приканчивать неосторожных. Вера в чудовищ оставалась чрезвычайно стойкой на протяжении всего Средневековья, а отношение церкви к чудовищам было неоднозначным, оно колебалось между признанием их творениями Бога и и осуждением веры в них как языческого предрассудка. Периодически возникал вопрос о том, создал ли чудовищ Бог или дьявол. В списке наиболее часто упоминаемых средневековыми писателями чудовищ - единорог, свирепое и дикое животное, которое, может приручить только непорочная дева, авторы того времени сообщили, что в Индии из рога этого животного делали сосуды, которые разбивались, когда в них наливали отраву. Поэтому богатые и сильные люди средних веках пытались заполучить рог единорога.

Горгульи – одни из интереснейших готических персонажей. Эта скульптурная фигура представляет собой уродливую тварь с телом обезьяны или человека-горбуна, с козлиными рогами и крыльями летучей мыши или другими частями животных тел. Архитектурные горгульи появились в XII веке. первые чудовища, со столь выразительной демонической внешностью, располагались на стенах и крышах католических соборов. Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные горгульи могли быть своеобразными “слугами” церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону. Существует интересная легенда о происхождении горгулий, сюжетным базисом для которой послужила практика использования этих монстров в готической архитектуре. Примерно в 600 году н. э. близ реки Сена поселился дракон по имени Ла Гаргуль. Он заглатывал целые суда, жег лес своим огненным дыханием и изрыгал столько воды, что ближайшие деревни гибли от наводнения. В конце концов жители Руана решили умилостивить дракона при помощи ежегодных жертвоприношений. Хотя Ла Гаргуль, как и всякий другой дракон, предпочитал прекрасных девственниц, хитрые французы умудрялись заговаривать ему зубы и подсовывать преступников. Так продолжалось много лет, пока однажды в Руан не приехал священник Романус. Узнав о ненасытном драконе, священнослужитель заключил с руанцами сделку: за избавление от Ла Гаргуля они должны будут принять христианство и возвести в деревне церковь. Битва Романуса с драконом окончилась вполне успешно – при помощи святого креста священник поверг эту бестию на землю, а местные жители обложили тело дракона хворостом и сожгли. Однако шея и голова Ла Гаргуля не поддались пламени – ведь они были закалены его огненным дыханием. Через некоторое время несгоревшие останки чудовища были выставлены на крыше построенной церкви в память о славном подвиге Романуса. В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую, – ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для изваяния очередного монстра. На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был достаточно разнообразен. Первоначально они имели весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали звериные черты. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. А XIV век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей – горгульи стали изящнее и легче, однако удельная доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла. В XV веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсировав эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз. Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили за рамки религиозной тематики и к XVI веку превратились в обычных каменных уродцев – отталкивающих, но уже почти не страшных для обывателя.  Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами являются таковыми, выводя влагу из пасти), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания.


Скульптуры из бронзы, сделанные мною, Гулиной Светланой, конечно не горгульи и химеры. Я называю их гоблинами, я их люблю и считаю, что они охраняют мой дом. Если кто-нибудь из читателей этой статьи захочет иметь такого гоблина у себя, давайте вместе отольем его из бронзы или другого материала.





Боря с вороном Сережей  Вася ест рыбку  кардинал Толяни  Фимка

Готическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей. Модернизация привычной моды началась именно с военного убранства.

Тяжелые кольчуги сменились более легкими доспехами из прочной стали.




Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.

     

 

Считается, что в XVI веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания. Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку, лиф имел треугольный вырез на груди и спине, длинные рукава как бы заострялись к концу.
Готическая одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты  рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт того времени более всего похож на латинскую букву S, вследствие чего получает название «готической кривой». Отчасти за появление этого стиля можно «назначить ответственными» крестовые походы: они позволили знати того времени повидать мир, а значит, увидеть нечто новое, в том числе и технологию и способы изготовления одежды. Женские одежды в готическом стиле были закрытыми и длинными: они скрывали под многочисленными складками формы тела, так как оно считалось греховным. Линия талии была завышена, юбка драпировалась складками на животе, поэтому женщина казалась беременной: массы людей погибали в междоусобных войнах, от эпидемий чумы и холеры, так что беременные женщины были в почете, нужно было пополнять население.  Если рассматривать портреты и скульптуры готической эпохи, мы видим не совсем красивых женщин и вдруг в скульптуре собора Св. Петра и Павла в Намбурге мы встречаем красотку, которая и в наше время была бы названа красивейщей женщиной. Сразу представляется, что « белорусский таджмахал» построенная усыпальница для безвременно умершей жены воеводы Лопатинского был построен для именно такой красивой, нежной, умной и любимой жены.
       


Она родилась около 1000 года, умерла  в 1046году. Выйдя замуж за графа Мейсенского, она жила в замке Наумбург. У супругов не было наследников,и они оставили все свое богатство церкви.  в середине 13-го века, епископ Дитрих II повелел высечь в натуральную величину скульптуры Ekkehard,  Уты и 10 других дворян, и поместить их  в один из пределов  собора. Ута стоит гордо, но несколько скромно. Воротник ее плаща поднят с одной стороны, укрывая  подбородок, ее называют красивейшей женщиной немецкого средневековья, а Уолт Дисней использовал ее в качестве модели для красивой, но зловещей, Королевы в своем фильме "Белоснежка и семь гномов». Что касается моды и правил времен готики,  замужние женщины обязательно должны были покрывать голову платками или носить головной убор: согласно Библии, это – знак для ангелов, что над женщиной есть власть мужчины. Самый простой платок – барбет - представлял собой небольшую косынку, закрывавшую подбородок, концы при этом завязывались на голове. Нам бы показалось, что у женщины просто болит зуб, поэтому она так завязала платок! При выходе на улицу поверх барбета накидывали покрывало. Простым головным убором был омюз – капюшон с длинными концами, многократно охватывавшими шею.
Высоких головных уборов было великое множество:  энен – конусообразный колпак, горж – труба из фетра, туре, «парус», «двойная сахарная голова» и др. 

   
 

Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая» — сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. 
          Он появился в 1395 году и стал популярен при бургунском дворе. Ввела этот замысловатый головной убор в женский гардероб Изабелла Баварская. Впервые в письменных источниках hennin «…упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах "Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай…» 
          Это был любимый головной убор знати. Делали эннен из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шёлк или другую дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Иногда вместо вуали применяли небольшой тканевый шлейф. Популярным было и полное драпирование эннена вуалью. Вуаль укрепляли также в форме сложенных крыльев бабочки при помощи металлических усиков и булавок. Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50—60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов».  Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу.

   Интересной особенностью женского костюма готики был шлейф, который ввела в моду красавица Агнесса Сорель: неширокая юбка платья спереди укорачивалась, а сзади имела шлейф, длина которого строго регламентировалась. Королева имела право носить шлейф в 11 локтей (1 локоть – 45 см), герцогини и принцессы – 8 локтей и т.д. до 1 локтя. Церковь боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами».
     

Обувь готики имела удлиненную носочную часть. У женской обуви длина носка была незначительной – мешало бы ходить в длинном платье, а у мужчин – иногда достигала 50 см. Такой длинный носок обуви набивали конским волосом для формоустойчивости и подвязывали к подъему стопы или к колену с помощью шелковых шнуров или цепочек из драгоценных металлов.
Сам носок украшался пушистыми помпонами, фигурками зверей из золота или серебра или миниатюрными зеркалами: при ходьбе можно было посмотреть на себя, любимого!

 

 Появление субкультуры в ХХ веке

Всплеск интереса к готическому стилю в прошлом веке пришелся на конец 70-х годов. В это время сходит на нет бешеная популярность панка – как стиля в музыке, так и стиля в одежде. Как известно, панк – это символ анархии, революционных настроений, царивших среди молодежи того времени. Но революция не удалась: поменять мироустройство не так-то просто, а жизнь по принципу «живи быстро, умри молодым» подходит только тем, кому по-настоящему нечего терять. Так неудавшаяся революция стала причиной резкой смены настроения с бунтарского на упадническое. Бескомпромиссную анархию заменил отрешенный декаданс.

       

Готический стиль – стиль одежды, используемый, преимущественно, юношами и девушками, относящимися к субкультуре “готов”. В основном он копирует европейскую моду XVII-XVIII веков, так называемую «неоготику». Принципиальной чертой готического стиля является тотальное преобладание черного цвета.

Как ни странно, готическая мода в том виде, в котором она представлена соответствующей субкультурой в наши дни, имеет довольно мало общего с собственно готической одеждой, появившейся в Европе в Средние века. Ее временной отрезок – приблизительно XII-XVI века.

Постепенно облик субкультуры стал выкристаллизовываться довольно четко. Внешность готов весьма верно отражала их мировоззренческую сущность. Черный цвет являл собой своеобразный траур: траур по этой жизни, полной боли и страданий. К тому же, готы чувствовали тягу ко всему потустороннему: загробная жизнь с ее мифическими тайнами неудержимо влекла молодых грустных романтиков. Так они стали выбирать кладбища в качестве мест для регулярных прогулок.

Викторианская Англия оказалась отнюдь не единственным аспектом, оказавшим влияние на моду данной культуры. Немало в стиль принес и садомазохизм, а точнее – его атрибуты: кожа, шипы, ошейники и т.п. BDSM считался нормой для готической субкультуры, т.к. являл собой телесное выражение страданий. Традиционный готический наряд представляет собой довольно экстравагантную одежду черного цвета. Кожа, кружево, шелк, бархат – всем этим материалам отдается предпочтение. Кроме того, в одежде может присутствовать люрекс, тафта, органза, парча, винил.

       

Девушки-готы традиционно носят корсеты, придающие силуэту стройность и соблазнительные очертания. Корсеты носятся поверх одежды: рубашек, платьев. Вполне уместны для этого стиля кожаные штаны, юбки миди или макси. Впрочем, мини-юбки тоже не возбраняются. В качестве верхней одежды девушки выбирают длинные кожаные или матерчатые плащи.

       


Мужчины-готы отличаются ярко выраженной женственностью, поэтому их одежда может довольно точно повторять женские наряды. Конечно, платья и корсеты все равно остаются прерогативой исключительно прекрасного пола, но вот ношение юбок мужчинами готическая субкультура вполне допускает. В остальном же это все те же кожаные штаны, черные рубашки и балахоны, длинные плащи.

       

И девушки, и юноши готической субкультуры предпочитают носить тяжелые высокие ботинки наподобие «гриндерсов». Приветствуется обувь на высокой платформе, притом носить ее могут как юноши, так и девушки. Прекрасный пол может дополнять наряд туфлями, сапогами и полусапожками на каблуках. Цвет обуви, разумеется, черный.

       
Характерной особенностью готического стиля. является использование аксессуаров только из серебра, в крайнем случае – белого золота. Иногда готы и вовсе используют недорогие сплавы недрагоценных металлов. Традиционно белый цвет в аксессуарах символизирует собой холодный, мертвенный свет Луны. Он отлично подчеркивает траурность готического одеяния и бледность лица. Драгоценные камни в аксессуарах практически не используются. Возможно, это объясняется тем, что в ювелирных изделиях гораздо чаще встречается сочетание желтого золота с драгоценными камнями, а оно, как уже было сказано, для готов неприемлемо. Впрочем, и сами драгоценные камни по цветовой гамме мало подходят к готическому одеянию. Исключение могут составить разве что сапфир и бриллиант.

Зато полудрагоценные камни встречаются в аксессуарах готического стиля достаточно часто. Холодный топаз, черные опал, агат и нефрит, горный хрусталь – одним словом, все камни, имеющие черную, белую или, по крайней мере, холодную окраску. Не менее популярны в качестве готических аксессуаров изделия из жемчуга, натурального (морского и речного) или искусственного.

       

Подвески, серьги, кулоны и кольца обычно имеют определенную символику. Так, в готической культуре очень популярен египетский символ анк (анх), именуемый также «египетским крестом». Толкования его значений очень многочисленны.  Кроме того, среди готических аксессуаров можно встретить распятия, кельтские кресты и орнаменты, фигурки кошек, драконов.

     

Разумеется, готический стиль предполагает черный цвет волос. Однако если юноша или девушка от природы обладают светлой шевелюрой, им вовсе не обязательно перекрашиваться: блонд тоже допустим, только лучше ему быть не золотистым, а пепельным. У обоих полов приветствуется наличие длинных волос.

       

Как правило, готическая прическа – это идеально гладкие и прямые волосы, распущенные по плечам, без каких-либо украшений и аксессуаров.

Макияж составляет довольно важную часть готического образа. Самое главное – это подчеркнуть белизну кожи. Чаще всего готы делают это при помощи обыкновенной пудры.

       


Готический стиль в интерьере

Красота и роскошь, практичность и функциональность, шик и сочетание несочетаемого- это все и есть готический стиль. Отличительной чертой этого стиля является неудержимое стремление вверх, и, как следствие, заостренность форм, от которой веет некой мистикой. При этом в нем присутствует и удивительная легкость.


Сегодня это один из самых популярных стилей в оформлении элитных квартир и загородных домов. Готический стиль прекрасно справляется со своей главной задачей — показать богатство и роскошь, при этом не перегружая интерьер и производя поистине сногсшибательный эффект!

Конечно, сейчас готические интерьеры уже не те, что были в древности, ведь в наше время готический стиль стал не таким холодным и строгим. Люди, имеющие возможность позволить себе такую роскошь, чаще всего отказываются от наиболее холодных штрихов и оттенков этого стиля. А вместо строгости и холодности предпочитают  более мягкие и приятные линии. Современный готический стиль делает помещение как бы воздушным, устремляющимся куда-то ввысь.


Одновременно этот стиль, помпезный и воздушный, остается весьма строгим в деталях. Современная готика абсолютно не допускает ничего лишнего, любые фигурки, любые статуэтки, даже незаметные на первый взгляд, должны быть продуманы до мелочей. Все элементы объединены желанием показать роскошь и, при этом, строгость готического интерьера.

При первом посещении комнаты в готическом стиле, в первую очередь бросаются в глаза, безусловно, окна. Это окна особенной формы, присущей только готическому стилю в интерьере, их декор просто-напросто завораживает. Только налюбовавшись ими вдоволь, вы сможете обратить внимание на другие предметы интерьера.

Несмотря на великое множество популярных интерьерных стилей, многие люди выбирают именно этот стиль, интересный и необычный. Почему же? Да потому, что именно готика может сделать из любой комнаты королевские покои, а какой же человек не хочет почувствовать себя королем или королевой? Сделать спальню в готическом стиле дизайнер может, поставив в комнате одну лишь кровать. Резьба по дереву, ковка в готическом стиле и предмет мебели становится королевским ложем.


И не зря интерьеры многих современных дорогих ресторанов оформлены именно в готическом — солидном и престижном стиле. Их владельцы скупают предметы интерьера, декоративные элементы и аксессуары в этом стиле, потому что посетители хотят провести время в роскоши, и в этом им помогает готический стиль.


В интерьерах готического стиля много различных орнаментов и украшений, они могут находиться где угодно, и на шикарной винтовой лестнице, и на замысловатых арках.  Этот стиль допускает также присутствие колонн и потолочных балок. Может показаться, что при всем этом интерьер будет слишком перегружен, но в готике это до такой степени гармонично и идеально выглядит в целом, что результаты завораживают.

Особое внимание здесь уделяют потолочной и настенной росписи, которые могут изменить первоначальное помещение просто до неузнаваемости. А чего стоят витражи из цветного стекла! Это просто сказка наяву!


Новая современная готика- это Сантьяго Калатрава и Оскар Нимейер. В полной мере в архитектуре талантливого испанца прослеживается отличительная черта готики- неудержимое стремление вверх, а удивительная легкость конструкций восхищает и поражает, не меньше готических соборов. Кафедральный собор в Бразилии Оскара Нимейра также стремится ввысь и удивляет своими витражами и объемом.

 



 

Вернуться назад